ИСУК

Назначение ИСУК

Информационная система управления казначейством (ИСУК) предназначена для поддержки производственных процессов в органах казначейства КР в части кассового обслуживания исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов. ИСУК также должна обеспечивать информационное взаимодействие органов казначейства с другими участниками процессов исполнения указанных бюджетов.

Министерство экономики и финансов и Казначейство КР активно проводят реформы в сфере управления государственными финансами, важнейшими из которых являются:

  • внедрение современной практики управления государственными финансами через макроэкономическое прогнозирование, среднесрочное и программное бюджетирование, ориентированное на результат;
  • приведение бюджетной классификации в соответствие с Руководством по Статистике Государственных Финансов (СГФ) Международного Валютного Фонда;
  • разработка единой системы ведения бухгалтерского учета бюджетной системы КР, в том числе: разработка и внедрение единого плана счетов, интеграция плана счетов с бюджетной классификацией, переход на метод начисления для учета операций сектора государственного управления, учет активов и обязательств сектора государственного управления, и т.д.

В этих условиях ИСУК должна стать центральным элементом управления государственными финансами, а также бухгалтерского учета операций с ними, и соответствовать всем требованиям проводимых реформ для компонентов исполнения бюджета.

ИСУК должна быть спроектирована таким образом, чтобы позволить:

  • предоставлять Правительству КР всестороннюю, точную и своевременную информацию о ходе исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов, а также финансового состояния сектора государственного управления республиканского уровня;
  • предоставлять органам исполнительной власти областей, районов, городов, аилов и поселков всестороннюю, точную и своевременную информацию о кассовых операциях в процессе исполнения соответствующего местного бюджета;
  • предоставлять органам законодательной и исполнительной власти КР консолидированную информацию о кассовых операциях в процессе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы КР, а также консолидированную информацию о финансовом состоянии сектора государственного управления на основе стандартов СГФ;
  • предоставлять всестороннюю, точную и своевременную информацию о ходе исполнения бюджета всем участникам бюджетного процесса в рамках их полномочий;
  • расширить набор функций, выполняемых Казначейством КР, в соответствии с законодательством КР и требованиями внешнего аудита;
  • обеспечивать необходимый уровень контроля при выполнении операций в системе в соответствии с полномочиями органов казначейства, а также для обеспечения целостности данных;
  • предоставлять информацию, необходимую для составления бюджетов всех уровней бюджетной системы, в т.ч. для среднесрочного и программного бюджетирования.

ИСУК должна иметь средства для:

  • регистрации бюджетных данных по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, утвержденных Законом о бюджете, и включенных в бюджетную роспись, как на первоначальной, так и на уточненной основе;
  • выполнения кассового планирования исполнения бюджета с использованием современных средств прогнозирования и моделирования для повышения эффективности управления государственными финансовыми средствами;
  • регистрации лимитов бюджетных обязательств, ограничения объемов платежей, а также возможность блокировки расходов в случаях, предусмотренных законодательством КР;
  • контроля и учета бюджетных обязательств, контроля и осуществления платежей по поручению получателей бюджетных средств;
  • регистрации и учета бюджетных обязательств со сроком исполнения, выходящим за рамки финансового года;
  • обеспечения высокого уровня внутреннего контроля при регистрации операций, включая: контроль полномочий пользователя, контроль допустимости и непротиворечивости вводимых значений, сохранение аудиторского следа по всем операциям в системе и т.п.;
  • учета доходов от уплаты налогов, сборов и других платежей;
  • обеспечения распределения доходов от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей между бюджетами на основании нормативов отчислений, установленных бюджетным и налоговым законодательством;
  • составления регламентированных отчетов о ходе исполнения бюджета, а также необходимых бухгалтерских отчетов;
  • составления отчетов по запросу для получения необходимой информации по ключевым показателям (таким как: лимиты бюджетных обязательств, бюджетные обязательства, кассовые расходы, заявки на кассовый расход и т.п. для отдельных получателей, распорядителей бюджетных средств и на различных уровнях агрегирования);
  • обеспечения сверки учетных данных казначейской системы с учетными данными других участников бюджетного процесса;
  • информационного взаимодействия с автоматизированными системами других участников бюджетного процесса;
  • обеспечения ведения всей нормативно-справочной информации, необходимой для поддержки производственных процессов Казначейства КР в рамках исполнения бюджета.

В рамках ИСУК Счетной палате Кыргызской Республики должен быть предоставлен доступ на чтение к следующей информации, хранящейся в системе:

  • регламентированным отчетам, содержащим информацию по бюджетным данным (сводной бюджетной росписи, лимитам бюджетных обязательств, сметам доходов и расходов по специальным средствам), информации об исполнении республиканского и местных бюджетов;
  • отчетам о состоянии лицевых счетов и выпискам по лицевым счетам (за определенный период) по конкретному распорядителю бюджетных средств, администратору поступлений или получателю бюджетных средств по запросу с учетом технических ограничений;
  • первичным документам на уровне ЦК, включая записи Главной книги Казначейства, банковским выпискам;справочникам, а также к нерегламентированным отчетам, включая инструментарий для формирования отчетов по запросу пользователя. Доступ к данным ИСУК для Счетной палаты КР организуется только в период проведения проверок.

Система должна обеспечить возможность выгрузки информации в промежуточные файлы (текстовые, таблицы, файлы БД).

Внедрение системы в органах казначейства Кыргызской Республики должно обеспечить стандартизацию и эффективность:

  • процессов и процедур, осуществляемых органами казначейства;
  • сервисных функций органов казначейства для обслуживания других участников бюджетного процесса;
  • используемого прикладного программного обеспечения; используемого системного программного обеспечения;используемого аппаратного и телекоммуникационного обеспечения.

Общая стратегия создания ИСУК

ИСУК является комплексной многокомпонентной системой, планирование работ по созданию ППО невозможно без учета взаимосвязей и взаимозависимостей с работами по реализации других компонентов развития бюджетного процесса.

Реализация ИСУК предполагает создание следующих видов обеспечения, компонентов и подсистем:

1. Прикладное программное обеспечение;

2. Инфраструктурное обеспечение, включая компоненты:

  • Платформенное и общее программное обеспечение
  • Системы инженерного обеспечения, включая структурированные кабельные системы, локальные вычислительные сети, автоматические телефонные станции, системы бесперебойного и резервного электропитания, пожарной и охранной сигнализации, контроля доступа, кондиционирования.
  • Ведомственная транспортная сеть, включая маршрутизирующее и каналообразующее оборудование узлов связи (центрального, региональных и периферийных).

3. Обеспечение информационной безопасности, включая компоненты:

  • Сертификация ППО по требованиям безопасности информации;
  • Комплекс программно-аппаратных средств защиты информации,
  • Аттестация ИСУК на пилотных объектах органов казначейства по требованиям безопасности информации

4. Нормативно-законодательное (правовое) обеспечение ИСУК

5. Система эксплуатации и технического обслуживания комплекса, включая организационное и методологическое обеспечение, а также технические средства: подсистема администрирования и мониторинга комплекса, подсистема поддержки пользователей (help desk) и др.

Стратегия создания ИСУК должна учитывать развитие других компонентов бюджетного процесса в КР, таких как:

  • Структурная реформа центрального аппарата Министерства финансов и центрального казначейства КР;
  • Реформа банковского сектора;
  • Унификация бюджетной классификации;
  • Переход к среднесрочному бюджетированию;
  • Модернизация бюджетного учета.

Принимая во внимание, что радикальное и резкое изменение процессов Казначейства КР при создании ИСУК может сопровождаться значительными издержками организационного, юридического и социального характера предполагается осуществить создание комплексной ИСУК в три стадии:

  1. Стадия разработки и тестирования,
  2. Стадия пилотного внедрения системы,
  3. Стадия тиражирования.

Использование поэтапного подхода (стадии пилотного внедрения системы) позволяет значительно снизить издержки организационного, юридического и социального характера, а также в целом проектные риски, связанные с внедрением ИСУК.